Блог инвестора

Блог об инвестициях и политической ситуации

Синтетические алмазы

Author: Комментариев нет

Добрый день. Поговорим сегодня о природных и синтетических алмазах.

Инвесторы хотят вкладывать деньги в те отросли, которые будут существовать в будущем, лет через 30-50. Рассмотрим ниже перспективы алмазов. На нашем рынке есть компания Алроса, которая является монополистом на мировом рынке, алмазов. Но синтетические алмазы могут вытеснить компанию с мирового рынка, более того сам рынок алмазов может измениться.

Разрабатывать искусственные драгоценные камни начали одновременно в нескольких странах. Первыми в 1953 году синтетический алмаз получили шведы. Поскольку в середине прошлого века в центре внимания ведущих мировых держав были космическая гонка и гонка вооружений, то и СССР занимался синтетическими алмазами, нужными, помимо прочего, в ракетостроении.

В Союзе в Физическом институте Академии наук СССР — ФИАНе — создали так называемый фианит (кубический цирконий), а потом и технические алмазы. Они уступали лучшим природным алмазам, но по многим характеристикам устраивали тех, для кого создавались, использовались для микросхем, рентгеноаппаратуры, телескопов. Сейчас о кубическом цирконии знают даже юные девушки: это популярная вставка в недорогих серебряных украшениях разных марок вроде Pandora и Thomas Sabo.

Искусственные же бриллианты ювелирного качества в широкую продажу до сравнительно недавнего времени не поступали — чтобы их определяющие характеристики (чистота, от которой зависит потом преломление света, и цвет) соответствовали уровню, требуемому в ювелирном деле, нужны высокие технологии производства и оборудование, которое, грубо говоря, способно в лабораторных условиях сымитировать природную среду, в которой углерод-графит превращается в алмаз, и ускорить этот процесс, естественный ход которого занимает тысячелетия, до нескольких дней.

Ученые разработали две основные технологии синтеза искусственных алмазов, не уступающих по своим физическим и химическим характеристикам природным камням. Это HPHT (High Pressure, High Temperature, в переводе «высокое давление, высокая температура») и CVD (Chemical Vapor Deposition — «химическое осаждение из газовой фазы»). В первом случае используется пресс, электрический ток и нагревание до 1500 градусов Цельсия, во втором кристалл формируется из горячей реакционной газовой смеси путем конденсирования ее на особую подложку, или, как говорят специалисты, на контролируемую поверхность.

Казалось бы, все просто, но на самом деле изготовление камней большого размера, бесцветных и высокой чистоты — не такое уж простое дело. Технология CVD, которая, кстати, используется для нанесения устойчивого к царапинам покрытия на металлические поверхности, при попытке вырастить синтетические кристаллы дает не самый лучший результат: специалисты отмечают, что камни, выращенные, так сказать, из газа, не блещут во всех смыслах — у них есть заметный темный оттенок, который существенно понижает их ювелирные достоинства. Есть свои проблемы и у HPHT-технологии, и с производством очень крупных камней ювелирного качества, но ученые на то и ученые, чтобы решать проблемы.


Рынок синтетических алмазов


Синтетические алмазы

Низкая цена не позволяет рассматривать синтетические алмазы как предмет роскоши. Существующие в мире мощности по производству синтетических алмазов ювелирного качества оцениваются в 2 млн карат, это 5% от производства натуральных бриллиантов ювелирного качества (всего 40 млн карат). Такие данные приводит Bain & Company в своем обзоре алмазной отрасли за 2018 г.

Большая часть синтетических камней — мелкие, их размер не превышает 0,18 карата. Такие камни ближе к категории бижутерии, отмечает партнер Bain & Company Ольга Линде. К 2030 г. рынок синтетических бриллиантов может вырасти до 10–17 млн карат, если текущие темпы роста — 15–20% в год — сохранятся. Но эксперты Bain & Company сомневаются, что мощности будут расти так быстро в среднесрочной перспективе.

Алмазы в лабораторных условиях начали выращивать 60 лет назад. Сначала новая технология не оказала существенного влияния на рынок природных ювелирных алмазов, но по мере совершенствования лабораторий синтетические камни начали конкурировать с натуральными. Развитие технологий позволило снизить себестоимость производства крупных алмазов ювелирного качества в лабораториях. Сегодня производство карата синтетического алмаза стоит от $300 до $500, в 2008 г. себестоимость составляла $4000 за карат, приводят данные эксперты Bain & Company.

Снижение стоимости производства привело к падению стоимости самой продукции: за два года розничные цены на выращенные в лабораториях алмазы снизились вдвое, оптовые — втрое, пишут аналитики, и цены продолжат падать. Низкая себестоимость производства привлекает новых игроков, конкуренция давит на цены, а сам сегмент становится перенасыщенным, следует из обзора. Такая ситуация в секторе не позволяет производителям синтетических алмазов претендовать на покупателей продукции с натуральными камнями.

Рынок синтетических алмазов может развиваться по двум направлениям: стремиться занять свою нишу на розничном рынке ювелирных украшений с драгоценными камнями или производить камни для высокотехнологичных отраслей. «В конечном счете маркетинг и восприятие потребителя определят место лабораторных алмазов на рынке природных алмазов», — пишут эксперты Bain & Company. По их мнению, потребители могут воспринимать выращенные в лаборатории и природные алмазы как взаимозаменяемые, как два разных продукта или как что-то среднее. Вероятнее всего, потребители будут рассматривать синтетические алмазы как повседневные ювелирные изделия, но не как предметы роскоши, что ограничит их воздействие на рынок природных бриллиантов.

Крупнейший в мире производитель алмазов — российская «Алроса» (39,6 млн каратов в 2017 г.). В следующие 5–6 лет глобальный спрос на природные алмазы будет расти примерно на 3–4% в год вслед за повышением спроса на ювелирно-бриллиантовые изделия, привел данные представитель компании. «Основная задача участников рынка — эффективно разграничить синтетику и натуральные бриллианты, вывести синтетику в категорию бижутерии. В большей степени спрос на природные алмазы определяется экономической ситуацией и динамикой доходов населения в основных регионах потребления ювелирно-бриллиантовых изделий – прежде всего в США, Китае, Индии, Европе и Японии», — отметил он. По его словам, «Алроса» не склонна преувеличивать степень влияния синтетических алмазов на рынок.

Но, например, De Beers взяла рынок синтетических алмазов под контроль, чтобы влиять на спрос и предложение, работать над снижением популярности украшений из синтетических камней, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. De Beers купила компанию по производству синтетических алмазов, выпустила коллекцию с этими камнями и ведет активную информационную кампанию, поясняющую, что синтетический алмаз — это дешево и не уникально, напомнил он.

«Увеличение благосостояния среднего класса в Китае и Индии приведет к росту потребления бриллиантовой продукции на 2–3% в год. Крупнейшим потребителем этой продукции традиционно останутся США», — прогнозирует эксперт. На долю американского рынка приходится 40% мирового потребления ювелирной продукции с бриллиантами, рассказывал в июле «Ведомостям» гендиректор Ассоциации производителей алмазов (DPA) Жан-Марк Либеррер. Возрождение интереса к роскоши наблюдалось и со стороны китайских миллениалов, отмечают аналитики Bain & Company в своем отчете. По их прогнозам, в 2018 г. производство ювелирных украшений с бриллиантами и их продажи вырастут на 4–6% от уровня 2017 г.

Предыдущая статья

Развитие банковской системы России

Следующая статья

Перспективы нефти

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *