News Politics

Новости политики и аналитика

Синий кит группа смерти вконтакте

Author: 10 комментариев

В российском сегменте соцсети «ВКонтакте» в «группах смерти» сегодня состоит более 70 тысяч подростков, в украинском — порядка 35 тысяч. Появились они и в других странах, от Эстонии до Израиля.


1. Модификация поведения личности
2. Филипп Лис группа смерти
3. Правила игры Синий Кит
4. Список заданий игры Синий Кит

На состоявшейся недавно коллегии МВД президент Владимир Путин предложил ужесточить Уголовный кодекс России, дополнив его ст. 110.1 «Склонение или содействие самоубийству». Об этом давно говорили и специалисты.

По мнению президента, только таким жестким способом возможно остановить распространение «групп смерти» в социальных сетях. Масштабы бедствия огромны: как отчитался Роскомнадзор, только с начала нынешнего года было заблокировано более четырех тысяч подобных групп. Но меньше их не становится.

Интернет-проект «МедиаГвардия» подсчитал, что только в российском сегменте соцсети «ВКонтакте» в «группах смерти» сегодня состоит более 70 тысяч подростков, в украинском — порядка 35 тысяч. Появились они и в других странах, где велика доля русскоговорящего населения, — от Эстонии до Израиля.

Подавляющее большинство пользователей — в возрасте от 14 лет до 21 года. И ведь сегодня происходит «миграция» этих ребят и в другие популярные соцсети — инстаграм и твиттер. При этом точной статистикой о реальном количестве суицидов, совершенных под воздействием интернета, не обладает никто.

Каким же образом всего за год эта интернет-эпидемия охватила весь русскоговорящий мир? И почему все методы, применяемые государством, оказались неэффективны? Константин Небытов, специалист по вопросам психологии и психофизиологии человека, возглавляющий один из крупнейших на Северном Кавказе центр судебной психиатрии им. Д.Р. Лунца.

Синий кит группа смерти вконтакте

Константин Владимирович, знаю, что вы уже давно изучаете поведение подростков, которые оказались вовлечены в «группы смерти». На ваш взгляд, кому и зачем нужно было создавать эти группы в таком количестве?

Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно сначала сказать о тех механизмах, которые используются в этих группах. В том, что они представляют собой единую систему, лично у меня нет никакого сомнений: ну просто не может само собой в интернете появиться такое количество пабликов, работающих абсолютно синхронно — по схожей технологии и с одинаковыми целями.

Модификация поведения личности

Технология известна как модификация поведения, она была создана американским психологом-бихевиористом Беренсом Скиннером в семидесятые годы. Скинер был первым психологом в ВМФ США, он всегда выступал против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явления.

Люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины, считал Скиннер. Фактически, он провозгласил сугубо механистический подход к изучению поведения. Кстати, члены Американской психологической ассоциации назвали Скиннера ученым, который внес самый большой вклад в психологию XX столетия. Фрейд был на втором месте.

Беренсом Скиннер

Он создал так называемую жетонную модель обучения. Он считал, что индивид никогда не является самостоятельным инициатором чего-нибудь, а просто «местом, где что-то происходит». И задался идеей не только понять, почему человек в определенный момент времени совершает некий поступок, но и предопределить, «запрограммировать» этот выбор. Создать побудительный мотив. Которым и был тот самый жетон. Назовем его значок, балл, ярлык. Это некое виртуальное поощрение, на основании которого человек готов делать все, что угодно.

Скинер обрабатывал эту систему на детях. Изучая сегодня «группы смерти», я практически до малейших деталей, описанных Скиннером в семидесятые годы, нашел полное сходство.

Например, Скиннер писал, что примерно на пятнадцатый сеанс подкрепления желание получить жетон (поощрение) главенствует даже над биологическими потребностями. И то же мы видим в случае с «группами смерти»: детей приучают к этому виртуальному поощрению, заставляя выполнять бесчеловечные задания, среди которых самое последнее — это суицид.

И у таких детей, которых вовлекли в «группы смерти», программируется вся модель поведения. Не задумывались, почему используется точное время, когда они должны зайти на сайт и получить новое «задание»: строго с 4.20 до 6 утра. Это ведь тоже приучение, контроль над личным временем человека. И это тоже один из элементов модификации поведения, созданной Скиннером.

Но ведь он разрабатывал свою жетонную систему исключительно для обучения? И даже мечтал, кажется, на основе своей теории создать идеальное, утопическое общество, где не будет преступников, алкоголиков, социопатов.

Это не теория, это работающая модель, которая применялась много раз. Не только на отдельных индивидах или социальных группах, но и на целых обществах. Наверное, больше всего в этом подвизался Институт бихевиористической динамики при Минобороны Великобритании. Институт небольшой, в нем работает всего 15 психологов. Но при этом, например, именно их считают одними из авторов так называемых «твит-революций» на Ближнем Востоке в 2011 году, последствия которых мир расхлебывает до сих пор.

Да и в России технологии «бихевиористских войн» уже применялись. Вспомните, нашумевшую в 2008—2009 годах «Большую игру». Ее суть сводилась к созданию сети автономных полувоенных ячеек, выполнявших все более усложняющиеся задания.

На первых порах — это какие-то мелкие пакости приезжим (например, надо было царапать машины с «кавказскими» номерами). Потом — бить витрины или поджигать двери в кафе и магазинах, которые принадлежат выходцам с Кавказа. Ну и последний этап — убийства. В общем, та же самая жетонная модель обучения.

«Большую игру» поддерживало неонацисткое «Северное братство» во главе с Петром Хомяковым. ФСБ разгромило эту организацию, Хомяков умер в тюрьме. В случае с «группами смерти» ведь тоже речь идет о существовании некого центра управления?

А вы представьте, какие ресурсы необходимы для того, чтобы запустить и поддерживать такую огромную систему! Это сотни и тысячи пабликов в разных социальных сетях. А значит, это деньги, логистика, огромное количество специалистов, координация между ними. Причем нужна высочайшая надежность кадров, чтобы никто из них не вышел с изобличениями на площадь.

В этом «центре управления», как вы выразились, ведется некий количественный учет и контроль. Как ни цинично прозвучит, но речь идет по сути о социальной статистике: сколько подростков включено в систему, сколько действует активно и сколько уже совершили суициды. Кроме того, социальный эффект от воздействия этой системы оценивается и по количеству семей, которые пережили эту трагедию — гибели своего ребенка.

В 2008 году государство не только активно, но и эффективно боролось с «Большой игрой».

Государство боролось с технологией, которая напрямую угрожала государству. Вы ведь сами говорили, речь шла именно о создании полувоенных, террористических ячеек.

Суицид — это самый противоестественный акт, который только может совершить человек. Говоря научным языком, это стадия «гиперсоциализации»: биологическое начало перестает восприниматься как основа жизни, и человек как бы «растворяется» в социальном.

Само же общество, видя волну детских суицидов, постепенно ввергается в состояние массового шока. Формируется коллективное непринятие норм, и прежде всего норм правовых, неприятие политической системы, которая неспособна обеспечить безопасность нового поколения.

Каков конечный итог всего этого? На мой взгляд, усиление политической апатии среди населения, что может привести к резкому снижению явки на выборах.

То есть все-таки неслучайно «группы смерти» появились перед выборами! Но кто за этим стоит? Иностранные разведки, заинтересованные в срыве выборов?

Я психиатр, а не контрразведчик. Думаю, ответы на подобные вопросы должны давать люди, более компетентные в вопросах государственной безопасности. Скажу лишь, что во всевозможные «планы Даллеса» и «гибридные войны» я не верю.

Филипп Лис группа смерти

Скоро начнется суд над Филиппом Лисом, который был администратором некоторых из «групп смерти». Думаете, он может что-то поведать о том самом «центре управления»?

Филипп Лис

Администратор, вы же понимаете, это не создатель. Рядовой «винтик», который и полнотой информации не обладает. Чтобы администрировать «группы смерти», нужно обладать большим цинизмом. То есть такие люди, как Филипп Лис, явно не мучаются вопросом: человек или вселенная? И в то же время у них должна быть мощная мотивация.

Не только деньги. И даже не только идеи. По крайней мере в том смысле, как ее видели какие-нибудь революционеры-фанатики. Тут речь скорее об особом типе мировоззрения. Ведь администратор «группы смерти» по сути берет на себя функцию бога, контролируя поведение другого человека. Контролируя во всем: в действиях, мыслях, даже во времени. И чтобы создать подобную систему, параллельную существующей социальной, нужно также иметь очень сильную волю.

Я могу лишь догадываться о тех задачах, которые ставят себе создатели этой системы, кто бы они ни были. С точки зрения технологии модификации поведения, суицид детей — это самая крайняя, самая жесткая форма «проверки» общества на прочность, на единство, на стрессоустойчивость.

Ведь когда родители лишаются своих детей, это в социальном плане означает лишение общества права на будущее. Кроме того, родители этих детей становятся в какой-то степени изгоями, общество мобилизуется вокруг них: ату их, смотрите, они допустили гибель своих детей, это ужасные родители! А представьте, что произойдет с той школой, в которой один-два ребенка завершили жизнь суицидом?!

Можно предположить, что мы столкнулись с некой экспериментальной «проверкой» на прочность и единство не только российского общества. Но и всего русскоговорящего мира! Заметьте, ничего подобного «группам смерти» нет более нигде на планете: нет в китайском сегменте интернета, нет во франкоязычном, в арабоязычном.

Хотел бы обратить внимание на то, что само появление и распространение «групп смерти» стало столь массовым не просто так. Значит, к тому были социальные условия, предпосылки.

Если сказать в общем, то это коренная деградация всей системы воспитания в России — той системы, которая и призвана «воспроизводить» общество в новых поколениях. А сегодня в жизни десятков и сотен тысяч подростков над нею доминирует совсем иная система — скажем так, «ручного управления», созданная извне и не контролируемая государством и обществом.

ЕГЭ не учит никаким новым моделям поведения. Абитуриента просто натаскивают, словно собаку Павлова, ставить карандашом галочку в нужном квадратике. Ты не сможешь потом применить ЕГЭ нигде в жизни, потому что нигде больше человек не решает подобных социальных задач. Если это результирующая школьного обучения, то десять лет школы уходят в пустоту. И вот эта пустота и заполняется альтернативными идеями — некоей социальной антинормой.

В обществах, где прочна общепринятая модель поведения (даже в той же Южной Корее или Японии, где веками складывалась культура суицида), подобная система «ручного управления» поведением подростков, принесенная извне, просто не сможет прижиться.

И сколько бы совершенна не была технология Скиннера, на уровне целого общества, целой страны она массово никогда не заработает. Потому что, еще раз повторю, сильна социальная норма, в противовес которой невозможно предложить альтернативную.

А эта норма в нашем обществе, таком мозаичном, таком поляризованном, вообще существует?! Почему дети, которые заходят в «группы смерти», столь легко верят, что причинить себе вред — это нормально? Да потому что другого примера, другой общественной модели для них нет!

Вот у нас сегодня все поголовно борются с радикальным исламизмом, с экстремизмом. Детям внушают: это ненормально, это неправильно. Но нельзя что-либо утвердить через отрицание. Возникает вопрос: если это не норма, то что же тогда нормальное поведение? И что такое хорошо?

Норма — это та общественная модель, которая и должна восприниматься как образец в ходе социализации, по достижении 18 лет. Но этот образец должен отражать реалии жизни. Русская классическая литература — это хорошо. Но она, увы, устарела. Да и все изучение литературы в школе «заточено» под сдачу ЕГЭ, а не под воспитание.

Институт социологии РАН еще в начале «нулевых» констатировал: в России нет единой модели для воспроизводства общества в новых поколениях. Значит, наше общество само себя никак не идентифицирует как нечто единое целое. Не через противоречия «светское — религиозное», «патриотичное — демократичное». А через набор общепринятых ценностей, через культурный, цивилизационный код, который разделяют все без исключения!

Потому у нас и так легко распространяются «группы смерти», и тот же самый радикальный исламизм, и экстремизм.

Накладывает отпечаток тотальный кризис современной цивилизации, общества потребления. Точнее, перепотребления. А в случае с Россией к этому присовокупляется еще и все то, о чем я сказал: кризис института семьи, кризис системы образования.

Часто ко мне на прием приходят родители с детьми, и почти у всех взрослых первая фраза: «У нас, вроде, все в порядке. На кружки денег не жалеем». Но воспитание детей не купишь ни на какие деньги!

Не жалейте не денег, а времени на своих детей! Это ведь самообман, что разнообразие и дороговизна кружков заменит настоящую родительскую любовь. Все воспитание в этом случае сводится к перемещению ребенка, словно вещи, из пункта «А» в пункт «Б». В каждой из этих секций сидят разные люди, и из них ребенку невозможно «собрать» некую единую норму поведения. А нормой этой должны быть для детей родители! Так что, наверное, мой вам совет: просто чаще говорите со своими детьми, любите их и искренне интересуйтесь их жизнью.

Правила игры Синий Кит

синий кит

Теперь давайте разберемся, что же такое Синий Кит, и почему на эту тему в последнее время мы слышим столько новостей.

«Синий кит» — это игра, распространяемая через социальные сети. Как правило, это Вконтакте. Суть проста, равно как и ее ужасающие последствия. Человек пишет какой-то призыв, добавляя к нему соответствующий хэштег. Затем координаторы игры Синий Кит отыскивают по тегам потенциальных участников и предлагают начать играть.

Первое задание чрезвычайно легкое и действительно создает иллюзию игры: необходимо нарисовать на руке какое-нибудь подобие кита. Затем жертве предлагают выполнять различные задания, которых всего 50. Последнее требование невероятно жестокое и циничное: от ребенка требуется совершить самоубийство.

Потенциальная жертва (как правило, это подросток, переживающий трудные времена), пишет в социальной сети запись, сопровождая ее хэштегом «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20» и т.п. Затем, ровно в 4:20 утра, когда организм человека находится в максимально расслабленном состоянии, проснувшийся по будильнику подросток получает сообщение такого плана:

«Я – твой личный Кит, который поможет тебе довести игру до конца. Она длится ровно пятьдесят дней. Последний день является концом игры. Если ты умрешь – выиграешь. Если нет – тогда тебе помогут. Вступив в игру обратной дороги нет. Ты готов?»

При всем ужасающем смысле данного сообщения, ребенок отвечает согласием, ведь это всего лишь игра!

Затем начинают приходить сообщения с заданиями. После каждого выполненного требования необходимо предоставить подтверждения в виде фото или видео.
Я – твой личный Кит


Постепенно психика подростка входит в резонанс с невидимым убийцей, который под видом игры Синий Кит, как паук незаметно окутывает свою жертву паутиной фальшивых заданий. В конце происходит непоправимое: приходит «задание» с требованием совершить самоубийство или суицид.

К этому времени мозг ребенка настроен должным образом, ведь кураторы группы смерти «Синий кит» ловко играют на чувствах и эмоциях, предупреждая, что в случае выхода из игры они убьют родителей жертвы и т.п.

При всем этом угрозы нередко сопровождаются указанием неполного адреса ребенка, которое якобы определили через IP. Разумеется, слабая и несформировавшаяся личность подростка — легкая жертва для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии.

Список заданий игры Синий Кит

Список заданий игры Синий Кит

Как это дико не звучит, но все задания смертельной игры Синий Кит снабжаются подробными инструкциями. Ведь подросток многие вещи не смог бы сам осуществить, если бы не «бдительное» руководство виртуальных убийц. Ниже представлен список заданий игры Синий Кит.

1 день. На руке лезвием вырезать f57.
2 день. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео.
3 день. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза.
4 день. Нарисовать кита на листочке.
5 день. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее).
6 день. Задание с шифром, как квест.
7 день. Выцарапать f40.
8 день. Написать в статусе #я кит.
9 день. Должен перебороть свой страх.
10 день. Встать в 4.20 и пойти на крышу.
11 день. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать.
12 день. Целый день смотреть страшные видео.
13 день. Слушать музыку, которую они тебе присылают.
14 день. Порезать губу.
15 день. Тыкать руку иголкой.
16 день. Сделать себе больно.
17 день. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю.
18 день. Залезть на мост.
19 день. Залезть на кран.
20 день. Проверка на доверие.
21 день. Надо по скайпу поговорить с китом.
22 день. Сидеть вниз ногами на краю крыши.
23 день. Снова задания с шифром.
24 день. Секретное задание.
25 день. Встретиться с китом.
26 день. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться.
27 день. В 4.20 пойти на рельсы.
28 день. Ни с кем не общаться.
29 день. Дать клятву, что ты кит
С 30 по 49 день требуется делать по одному порезу на руке, слушать определенную музыку и смотреть видео, а также разговаривать с «китом».
50 день – самоубийство.


Предыдущая статья

Колонии Англии

Следующая статья

Майдан в Белоруссии сегодня

10 комментариев

  1. Очень страшно, что подростки не находят себе более полезных дел кроме как тупого следования такого рода указаниям…

  2. Нужно сильно любить своих детей, и чтобы они это знали. Дети должны доверять родителям безраздельно и не бояться говорить с ними на любые темы. Иначе дети останутся безвольными и пойдут на поводу любых преступников, не только в интернете.

  3. Очень грамотно изложена статья, задев глубины психологии. Параллель найдена. Но почему власти не присекают подобную тенденцию?

  4. Не власть должна воспитывать детей, а родители должны уделять своему ребенку должное внимание.

    1. И наркоманов сажать,а не наркодиллеров. Да? Почему это прималкивается,почему власти бездействуют? А потому что в России люди- расходный материал для правительства. Доход и статистика,вверху срать,что с вашими детьми или с вами,голодаете вы или не за что заплатить за квартиру. Не платите налоги-штраф,тюрьма. Нарушили тупой закон,который не вредит никому кроме вас или точнее правительству- тюрьма. Высказал свободное мнение в свободной стране- ук рф. А пишут и утверждают такие законы,»люди»,которые в масле катаются и никогда не окажутся на месте простых граждан. И прикроют и ничего не будет им даже за заснятое на камеру жесточайшее преступление. Это сугубо мой взгляд на эти проблемы,в стране в которой я живу,хотя живу я на планете Земля. И никого не склоняю к хаусу и не пытаюсь оскорбить нашу страну или её власти. Никакой пропонанды,моя точка зрения не притендует на истину и всего лишь плот моей фантазии.

  5. Лично меня удивляет, что такими достаточно простыми вещами можно довести подростка до самоубийства. Странно это как-то.

  6. Боже, зачем людям убивать? Так жестоко! Особенно эти задания: выцарапать, порезать… Жуть! Никогда не понимала и не пойму таких вещей. И неужели администраторы в социальных сетях не могут сами блокировать такие группы?

  7. Просто надо сажать создателей таких групп в особо жесткие условия, а если к примеру по их вине погиб человека наказывать смертной казнью и тогда все будет ровно и хорошо.

  8. Необходимо провести несколько показательно строгих судебных процессов над админами таких групп. И влепить им по полной. Возможно это заставит некоторых задуматься. С другой стороны, вряд ли нормального человека можно довести до суицида через соц.сети. Закроют эти группы, будут искать что-то подобное в других местах.

  9. Игра Синий кит — массовый психоз в среде подростков, юношества и молодежи. Как любой психоз, он имеет отправную точку и команду в коллективном бессознательном. Психоз изживет сам себя в точке максимального числа суицидов. Но пережидать эту точку — безнравственно. Главное — попасть в сердце мифа о счастливом избавлении от жизни. Замалчивать психоз — отрицательный эффект. Необходимо нагнетать угрозу игры. Только тогда, когда в воздухе появится трепет страха перед игрой настолько сильный, что он по силе эмоционального воздействия перехлестнет тот кураж, игры в смерть, массовый психоз прекратит свое существование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *