News Politics

Новости политики и аналитика

Почему затопили космическую станцию МИР

Author: Комментариев нет

Станция «Мир» являлась орбитальной космической пилотируемой станцией третьего поколения. Основой для «Мира» стал проект «Салют-7», который был модернизирован, оснащен новыми блоками.


1. Космическая станция МИР затопление
2. История создания станции МИР
3. Рекорды станции МИР
4. Технические неполадки

19 февраля 1986 года началась эксплуатация космической станции «Мир» — первой орбитальной станции модульного типа. В космос она была отправлена с космодрома «Байконур». Затем в течение 10 лет один за другим были пристыкованы еще шесть модулей. Станция была обитаема около 10 лет — с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999 года.

Всего за время эксплуатации станции здесь побывали 139 человек, в том числе 62 иностранных гражданина из 12 стран мира, было выполнено более 23 тыс. научных экспериментов, 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью около 360 часов, 28 длительных основных экспедиций и 16 экспедиций посещения продолжительностью от недели до месяца, установлено множество мировых рекордов.

В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы, связанные с выходом из строя различных приборов и систем, поддерживать которые в рабочем состоянии стало чрезвычайно дорого. 23 марта 2001 года станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи. Причины, по которым станцию «Мир» было решено затопить.

Космическая станция МИР затопление

Почему затопили космическую станцию МИР

Изношенность станции

Изначально рассчитанная на 5-летний срок эксплуатации, станция находилась в космосе 15 лет и вплоть до 2001 года была единственным «космическим домом», позволяющим достаточно долго находиться и работать на орбите. С конца 1990-х годов на станции начались серьезные проблемы с оборудованием, которое массово стало выходить из строя.

Время от времени возникали нештатные ситуации, имели место несколько пожаров, связанных с дефектами кислородных шашек. Серьезнейший инцидент случился 25 июня 1997 года, когда грузовой корабль «Прогресс» протаранил станцию «Мир», тяжело повредив научный модуль «Спектр»: самый новый модуль станции был выведен из строя и разгерметизирован. На тот момент «Спектр» поставлял на станцию основную часть энергии, поэтому начались перебои с электричеством.

Полностью восстановить электроснабжение станции «Мир» удалось только к августу 1997 года. Тем не менее авария оставила на станции множество других проблем: стали возникать сбои в работе стабилизирующих гироскопов, разбалансированных ударом, центрального компьютера и системе охлаждения станции. Отказывала радиосвязь, отказывали гиродины, периодически отказывали теплоносители. Во время последней миссии, проходившей до 1999 года, основные усилия экипажа были направлены просто на то, чтобы поддерживать работу станции.

Огромные финансовые затраты

К 2001 году стало совершенно очевидна неоправданная дороговизна дальнейшего использования и восстановления станции. Обслуживание станции ежегодно обходилось почти в 200 млн долларов. И, несмотря на создание в 1996 году компании Mircorp, которая, вложила в нее 25 млн долларов и занималась поиском дополнительных средств для станции путем создания интернет-портала на борту, организовывая полеты космических туристов, съемки фильмов и рекламы, средств для поддержания работы станции все-таки было критически мало.

Какой-либо серьезный ремонт станции требовал огромных капиталовложений при негарантированном успехе. Замена основной секции требовала 350 млн долларов и четырех лет работы. Восстановление станции «Мир» обходилось дороже постройки новой станции.

Возможный подъем орбиты станции и ее сохранение в космосе до лучших времен также не имели смысла. Того топлива, которое имелось на станции, не хватало для подъема. Каждый пуск грузовых кораблей-танкеров «Прогресс М» для дозаправки станции обходился бы государству в 300 млн рублей, а доставляли бы они за один полет не более 1,9 тонны, которых хватило бы, чтобы поднять орбиту лишь на 57 км.

Станция представляла опасность

Станция стала опасна как для космонавтов, находящихся на ее борту, так и для всего населения Земли. Состояние автоматики станции при отсутствии экипажа, который окончательно покинул станцию в августе 1999 года, стало критическим. Компьютер «Мира» был отключен, и станция находилась в спящем режиме.

В любой момент могли отказать гиродины, выработавшие свой ресурс, и станция, потеряв ориентацию, лишилась бы энергии и управления и превратилась бы в баллистический снаряд, медленно сходящий с орбиты. Орбитальная высота «Мира» составляла менее 250 километров, и с каждым днем станция снижалась на километр ниже. Никто не смог бы спрогнозировать, в таком случае, место падения станции.

Прекращение научной деятельности

На борту «Мира» проводились многочисленные эксперименты, давшие науке много важнейших результатов, однако ценность выполняемых на ней исследовательских программ незадолго до затопления свелась практически к нулю. Проводить исследования на старой станции «Мир» стало небезопасно, дорого, а часто и невозможно.

Оборудование «Мира» сильно устарело, соответственно, наука, которая за это время далеко ушла вперед, не нуждалась в тех исследованиях, которые можно было провести на таком оборудовании. Кроме того, уже существовала новая МКС с новейшим оборудованием, более комфортными условиями и большей степенью безопасности, на которой было удобнее и эффективнее проводить все исследования.

Выполнение обязательств на МКС

Именно благодаря затоплению станции «Мир» Россия смогла более активно заняться другим важнейшим проектом — Международной космической станцией. В условиях практически отсутствовавшего на тот момент финансирования отрасли было бы невозможно одновременно развивать российским сегмент МКС и поддерживать «Мир».

Транспортные корабли, которые использовались для поддержания «Мира», фактически брались в долг у программы МКС, по которой у России были и есть четкие обязательства перед западными партнерами: российский модуль, транспортные и пилотируемые корабли, управление станцией с Земли. За Россией числится 1/3 часть всех работ по МКС и право распоряжаться своими ресурсами.

История создания станции МИР

История создания станции МИР

Базовый модуль ДОС «Мир» был отправлен на орбиту 20 февраля 1986 г. Спустя годы, когда станция была дооснащена дополнительными модулями, вместе с парой пристыкованных кораблей вес ее превысил 136 тонн, а длина по наибольшему измерению — почти 40 м.

Конструкция «Мира» организована именно вокруг этого базового блока с шестью стыковочными узлами, к которым присоединялись дополнительные модули и пристыковывались космические корабли. Принцип модульности, реализованный и на современной МКС, позволяет собирать на орбите станции довольно внушительных размеров. Вслед за выводом в космос базового блока «Мира» к нему были подсоединены 5 дополнительных модулей и один дополнительный усовершенствованный стыковочный отсек.

Разработка станции заняла около 10 лет и велась сразу двумя легендарными предприятиями советской, а теперь и российской космонавтики: РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени Хруничева. Помимо головных проектировщиков, создание этого чуда света потребовало участия больше сотни предприятий и институтов. Цифровое оборудование здесь было советским и состояло из двух компьютеров «Аргон-16», которые можно было перепрограммировать с Земли. Обновилась и стала более мощной энергосистема, для получения кислорода использовалась новая система электролиза воды «Электрон», а связь должна была осуществляться через спутник-ретранслятор.

Основной носитель, который должен обеспечить доставку на орбиту модулей станции — ракета «Протон». Эти тяжелые 700-тонные ракеты настолько удачны, что, впервые стартовав в 1973 г., совершили последний полет только в 2000-м, а сегодня службу несут модернизированные «Протон-М». Те, старые ракеты были способны поднять на низкую орбиту свыше 20 тонн полезного груза. Для модулей станции «Мир» этого оказалось полностью достаточно.

На смену еще летавшей ОКС “Салют-7” был выведен на орбиту ракетой-носителем “Протон” базовый блок 20 февраля 1986 г. Этот «фундамент» станции по габаритам и облику подобен орбитальным станциям серии «Салют», так как основан на базе проектов Салют-6 и Салют-7. В то же время, имелось немало кардинальных отличий, к которым относились более мощные солнечные батареи и передовые, на тот момент, компьютеры.

Его основу составлял герметичный рабочий отсек, где располагались центральный пост управления и средства связи. Конструкторы позаботились и о комфортных условиях для экипажа: на станции были две индивидуальные каюты и общая кают-компания с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи, беговая дорожка и велоэргометр. Космонавты могли просматривать кинофильмы, которые доставлялись на станцию, читать книги — на станции была обширная библиотека.

В апреле 1987 года к базовому блоку был пристыкован модуль «Квант-1». Он представлял собой единый герметический отсек с двумя люками, один из которых служил рабочим портом для приема транспортных кораблей «Прогресс-М». Вокруг него располагался комплекс астрофизических приборов, предназначенных преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских звезд.

Модуль «Квант-2» был пристыкован к станции в декабре 1989 года. Другое название блока — модуль дооснащения, поскольку в нем было расположено оборудование, необходимое для работы систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта для ее обитателей. В частности, шлюзовой отсек использовался как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.

В модуле «Кристалл», который был пристыкован к «Миру» в 1990 году, размещалось преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования технологии получения новых материалов в условиях невесомости. На нем был установлен дополнительный стыковочный узел, который по замыслу конструкторов должен служить шлюзом для приема корабля «Буран».

Аппаратура модуля «Спектр» (был пристыкован в 1995 году) позволяла вести постоянные наблюдения за состоянием атмосферы, океана и земной поверхности, а также проводить медико-биологические исследования . «Спектр» был оснащен четырьмя поворотными солнечными батареями, дающими электроэнергию для питания научной аппаратуры.

История создания станции МИР

Изготовление модуля «Спектр», начатое в 1987 году, было практически закончено (без установки аппаратуры, предназначенной для программ Министерства Обороны) к концу 1991 года. Однако, с марта 1992 года из-за начавшегося кризиса в экономике модуль оказался «законсервированным».

Для окончания работ по «Спектру» в середине 1993 года ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и РКК «Энергия» имени С.П. Королева вышли с предложением о переоснащении модуля и обратились для этого к своим зарубежным партнерам.

В результате переговоров с NASA быстро было принято решение об установке на модуль американского медицинского оборудования, используемого в программе «Мир-Шаттл», а также его дооснащении второй парой солнечных батарей. При этом, по условиям контракта доработка, подготовка и запуск «Спектра» должны были быть выполнены до первой стыковки «Мира» и «Шаттла» летом 1995 года.

Жесткие сроки потребовали от специалистов ГКНПЦ имени М.В.Хруничева напряженной работы по коррекции конструкторской документации, изготовлению батарей, проведению необходимых прочностных испытаний, монтажу аппаратуры США и повторению комплексных проверок модуля.

Параллельно специалисты РКК «Энергия» готовили на Байконуре новое рабочее место в монтажно-испытательном комплексе орбитального корабля «Буран». 26 мая с первой попытки «Буран» был состыкован с «Миром».

Стыковочный отсек, присоединенный к станции в 1995 году, представлял собой сравнительно небольшой модуль. Он был доставлен на «Мир» американским шаттлом. Стыковочный отсек предназначался для обеспечения стыковки американских челноков серии «Шаттл» с орбитальным комплексом «Мир».

Стыковочный отсек представлял собой цилиндрическую конструкцию диаметром около 2.9 м и длиной около 5 м и был оснащен системами, которые позволяли обеспечивать работы экипажа и контролировать его состояние, в частности: системами обеспечения температурного режима, телевидения, телеметрии, автоматики, освещения.

К этому моменту у нашего правительства уже не хватало денег на достройку модулей, поддержание станции в пилотируемом состоянии и на нашу космическую программу. В 1991 году станция была передана в аренду ее создателю, корпорации «Энергия», которая сама, без посредников, искала средства на финансирование. Всего за 17 коммерческих полетов в течение десяти лет было привлечено около $1 млрд иностранных инвестиций. И блоки «Спектр» и «Природа» достраивались за счет зарубежных партнеров.

В блоке «Природа» (был пристыкован к станции в 1996 году) располагались высокоточные приборы для наблюдения за земной поверхностью. В состав модуля входило также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека во время длительного космического полета.

Перед стыковкой с комплексом «Мир» в системе энергопитания модуля произошел отказ, лишивший его половины запаса электроэнергии. Невозможность подзарядки бортовых батарей из-за отсутствия солнечных панелей существенно осложнила стыковку, дав на ее выполнение только один шанс. Тем не менее, 26 апреля 1996 года с первой попытки модуль был успешно состыкован с комплексом и после перестыковки занял последний свободный боковой узел на переходном отсеке базового блока.

После пристыковки модуля «Природа» орбитальный комплекс «Мир» обрел полную конфигурацию. Его формирование, конечно, двигалось медленнее, чем хотелось (запуски базового блока и пятого модуля разделяет почти 10 лет). Но все это время на борту шла интенсивная работа в пилотируемом режиме, а сам «Мир» планомерно «дооснащался» более «мелкими» элементами — фермами, дополнительными батареями, выносными двигателями управления и различными научными приборами, доставку которых успешно обеспечивали грузовые корабли типа «Прогресс».

Рекорды станции МИР

Рекорды станции МИР

Самым первым экипажем станции «Мир» были российские космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев, стартовавшие 13 марта 1986 года на корабле «Союз Т-15». Космонавты в ходе своей работы на орбите осуществили перелет на станцию «Салют-7», где выполнили научные эксперименты, завершив таким образом программу работ на этой станции.

Затем космонавты вернулись обратно на «Мир», захватив с собой около 300 килограммов ценной научной аппаратуры. Последними на станции «Мир» работали российские космонавты Сергей Залетин и Александр Калери в составе 28-й экспедиции, в 2000 году.

Международные экипажи основных экспедиций стали работать на станции «Мир» с 1995 года. Первый из них был с участием американского астронавта, второй — с участием астронавта Европейского космического агентства. С марта 1996 года вместе с российскими космонавтами на «Мире», сменяя друг друга, постоянно работали американские астронавты.

На станции «Мир» было установлено множество мировых рекордов. Самые продолжительные полеты совершили российские космонавты Юрий Романенко (1987 год — 326 суток), Владимир Титов и Мусса Манаров (1988 год — 366 суток), Валерий Поляков (1995 год — 437 суток). Самое большое суммарное время на станции у Валерия Полякова (два полета — 678 суток), Сергея Авдеева (три полета — 747 суток). Рекорды среди женщин были зафиксированы у россиянки Елены Кондаковой (1995 год — 169 суток) и американки Шеннон Люсид (1996 год — 188 суток).

Совместно с основными экспедициями на станции «Мир» работало также 15 экспедиций посещения длительностью от недели до месяца. Четырнадцать из них были международными с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (пять раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (дважды), Европейского космического агентства.

Кроме того, были осуществлены семь краткосрочных экспедиций посещения (от трех до пяти суток) с помощью американского корабля «Атлантис» и одна с помощью американского корабля «Индевор», во время которых на станции «Мир» побывали 34 астронавта США (еще шестеро были доставлены для длительной работы в составе экипажей основных экспедиций), один астронавт Канады, один — Европейского космического агентства, один — Франции и три российских космонавта. За все время существования станции на «Мире» побывали 104 человека.

На «Мире» было совершено 78 выходов в открытый космос и два выхода в разгерметизированный модуль «Спектр». Больше других выходил за пределы станции Анатолий Соловьев — 16 раз. Общее время, проведенное им в открытом космосе, составило 78 часов. Кроме того, два выхода суммарной продолжительностью 10 часов 56 минут были выполнены из американского корабля «Атлантис», когда он был пристыкован к «Миру». Во втором из этих выходов участвовал российский космонавт Владимир Титов.

Для доставки космонавтов на станцию и возвращения их на Землю были запущены 27 кораблей серий «Союз ТМ» и «Союз Т». Для обеспечения работы экипажей на «Мир» было отправлено 18 автоматических грузовых кораблей «Прогресс» и 39 кораблей «Прогресс М». Они доставили на борт станции около 130 тонн различных грузов: топливо для объединенной двигательной установки, оборудование, научную аппаратуру, продукты питания и воду, средства обеспечения жизнедеятельности.

Технические неполадки

Технические неполадки

ОС «Мир» — уникальный технический проект. Естественно, что за 15 лет существования станции возникали внештатные ситуации. В январе 1994 г. отходивший от станции корабль «Союз ТМ-17″ столкнулся с модулем «Кристалл».

В 1997 станцию несколько раз чуть было не постигла катастрофа. В январе на борту произошел пожар — космонавты вынуждены были надеть дыхательные маски. Дым распространился даже на борт корабля «Союз». Огонь потушили за несколько секунд до принятия решения об эвакуации.

А в июне беспилотный грузовой корабль «Прогресс» сбился с курса и врезался в модуль «Спектр». Станция потеряла герметичность. Команде удалось заблокировать «Спектр» (закрыть ведущий в него люк) до того, как давление на станции снизилось до критически низкого.

В июле «Мир» чуть было не остался без электропитания — один из членов экипажа случайно отсоединил кабель бортового компьютера, и станция перешла в неуправляемый дрейф. В августе отказали кислородные генераторы — экипажу пришлось воспользоваться аварийными запасами воздуха.

На Земле начали говорить о том, что стареющую станцию следует перевести в беспилотный режим. А 20 ноября 1998 года Россия вывела на орбиту первый элемент МКС- функционально-грузовой блок «Заря».

Год 1999-й. В России об отказе от эксплуатации «Мира» многие и думать не хотели. Начался поиск иностранных инвесторов. Однако помогать «Миру» заграница не спешила – напомню, что в эти «святые 90-е» наше государство грабили все, кому это дозволялось американскими «партнерами». В августе космонавты 27-й экспедиции перевели станцию «Мир» в беспилотный режим.

«Уникальная операция по затоплению станции «Мир» была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля «Прогресс М1-5» с увеличенным запасом топлива», уточнил официальный представитель ЦУП Валерий Лындин.

«Первый импульс на торможение станции был выдан в 3.32 мск, второй — в 5.00 мск, третий — в 8.08 мск. В плотные слои атмосферы Земли станция вошла в 8.44 мск, где начала гореть и распадаться на куски. Несгоревшие фрагменты станции приводнились в несудоходном районе Тихого океана примерно к 9.00 мск», — отметил Лындин.

Многие сотрудники Центра управления полетами во время затопления станции «Мир» не скрывали слез. «Настроение у всех было, как от утраты чего-то очень дорогого», — вспоминает корреспондент РИА Новости, передававший в 2001 году из ЦУПа все подробности этой уникальной операции, которая прошла точно по намеченному сценарию. Обломки 140-тонной космической конструкции приводнились в расчетном районе, не причинив никому вреда.

До сих пор существуют два противоположных мнения насчет необходимости отказа от станции «Мир». Много было поломано копьев в защиту «Мира». Много названо причин, требующих скорейшего затопления.

Предыдущая статья

Антисталинизм

Следующая статья

Морской старт плавучий космодром для запуска ракет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *