Блог инвестора

Блог об инвестициях и политической ситуации

Мультипликаторы акций

Author: Комментариев нет

Добрый день. Поговорим сегодня о фундаментальном анализе компаний.

Нужно найти неправильно оцененные (недооцененные) компании, реальная стоимость которых выгодно отличается от их рыночной стоимости (рыночной капитализации). Именно такие компании имеют фундаментальные, обоснованные и лучшие перспективы роста, и кроме того, данные компании подвержены меньшему риску в периоды кризиса.

Итак, с общей идеей мы разобрались, осталось понять, каким образом нам, во-первых, оценить реальную стоимость компаний, во-вторых определить недооценненность, либо переоценнность компании, ну и в-третьих выбрать конкретные компании среди их большого множества.

Чтобы оценить реальную стоимость компании, необходимо ознакомиться с его бухгалтерской отчетность, которую публичные компании обязаны публиковать ежеквартально. Далее, чтобы понять, является ли компания переоцененной, либо недооцененной, нужно сопоставить данные бухгалтерской отчетности компании с ее рыночной стоимостью.

Ну и наконец, чтобы суметь выбрать одну или некоторые компаний из целого множества, необходимо привести измерения по всем компаниям к каким-то единым критериям, чтобы по ним легко можно было сравнивать показатели компаний и, следовательно, выбирать лучшие акции. Именно для этих целей и были придуманы мультипликаторы.

Итак, мультипликаторы, применительно к финансам компаний – это оценочные показатели стоимости компаний, позволяющие выявить как недооцененные, так и переоцененные компании. Мультипликаторов очень много, но это не значит, что нужно знать их все, чтобы принять правильное решение. Достаточно знать основные значения.


Мультипликаторы для оценки стоимости акций


Мультипликаторы акций

P/E(PricetoEarnings) – отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акции (рыночной капитализации к годовой чистой прибыли)

Коэффициент цена/прибыль является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании (<= 5), больши́е — о переоценённости (>5).

P/S (PricetoSales) – отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию.

Коэффициент цена / выручка является одним из основных показателей, применяющихся для сравнительной оценки инвестиционной привлекательности акционерных компаний. В качестве предпосылки допускается однородная отрасль, где разумные инвесторы ожидают, что выручка последовательно создает соответствующие объёмы прибыли или денежного потока.

Малые значения коэффициента сигнализируют о недооценённости рассматриваемой компании, больши́е — о переоценённости. Существенным преимуществом P/R (он же P/S) является то, что он не принимает отрицательных значений, как коэффициентP/E, а также более устойчив к субъективным факторам и злоупотреблениям менеджмента компаний.

P/B (PricetoBook) – отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию.

Коэффициент P/B обычно используется для сравнения банков, по причине того, что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/B коэффициент не предоставляет никакой информации о способности компании приносить прибыль акционерам, однако этот коэффициент даёт инвестору представление о том, не переплачивает ли он за то, что останется от компании в случае её немедленного банкротства.

P/B < 1 (на 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании)

P/B > 1 (на 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании)

EV (Enterprisevalue) – «справедливая», или рыночная оценка компании. Определяется как рыночная капитализация + краткосрочный долг + долгосрочный долг – наличные и эквивалент.

EBITDA– прибыль до выплаты процентов, налогов, не денежных расходов и амортизации.

EV/EBITDA – применяется для сопоставления компаний, работающих в разных системах учета и налогообложения. Показывает, как рынок оценивает единицу прибыли компании.

Долг/EBITDA– отношение общего долга компании (краткосрочный + долгосрочный) к показателю EBITDA

EPS (EarningsperShare) – чистая прибыль на одну обыкновенную акцию.

ROE (ReturnoncommonEquity) – доходность акционерного капитала в процентах годовых. Отношение чистой прибыли за год в величине капитала, принадлежащего владельцам обыкновенных акций.

Что еще стоит знать о мультипликаторах так это то, что их следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, т.к. в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности, либо других свойств, в разных отраслях, из-за специфики, показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.

Теперь давайте на конкретных примерах рассчитаем мультипликаторы нескольких компаний. Первое что стоит сделать, это подготовить данные. Как уже говорилось, мультипликаторы фактически позволяют сопоставить рыночную стоимость компании с ее бухгалтерской отчетностью.


Мультипликаторы российских акций


Мультипликаторы российских акций

Рыночные данные: кол-во обыкновенных акций, кол-во привилегированных акций, рыночная стоимость акций (котировка).

Данные бухгалтерской отчетности. Давайте подготовим данные для следующих компаний: Сбербанк, Qiwi, РКК Энергия.

Я специально взял три совершенно разные компании, чтобы примеры получились более полезными. Для начала возьмем рыночные данные представленных компаний, а именно, кол-во обычных акций, кол-во привилегированных акций, цены этих акций и соответственно вычислим рыночные капитализации компаний.

Источником получения данных, я рекомендую сайт Московской биржи. В нашем примере мы рассматриваем российский фондовый рынок, а главная по нему это Московская биржа. По всем акциям здесь без труда можно получить желаемые значения:

1. Переходим на их официальный сайт. На главной странице ищем блок Фондовый рынок, вводим в поле поиска интересующую нас компанию и нажимаем ОК.

2. На странице результатов поиска переходим сначала на карточку обыкновенных акций, затем привилегированных (если они есть).

3. Ну и наконец выписываем данных о кол-ве и стоимости акций того и другого типа.

И так по каждому инструменту. Здесь стоит отметить, что на сайте Московской биржи, информации о количестве акций компании КИВИ нет, т.к. акции данной компании изначально эмитировались на американской бирже NASDAQ, а на Московской бирже котируются РДР. Казалось бы, для нас это сложность, но это только на первый взгляд.

Итак, за информацией по акциям QIWIмы пойдем на их сайт. В самом низу страницы кликаем на пункт «Карта сайта». Здесь находим пункт «Раскрытие информации»  — данный пункт должен присутствовать обязательно на сайте публичной компании.

Отлично, теперь лишь осталось найти самый последний финансовый отчет – он в самом низу страницы. Возьмем годовой отчет по форме 20 и откроем его. Отчет очень большой, но все что нам нужно находится прямо на первой таблице с цифрами.

Итак, мы нашли, что кол-во акций QIWI – 58 млн. А теперь немного о том, почему нам проще работать с компанией QIWI, нежели с отечественной компании. Все дело в доступности информации. По американскому рынку акций аналитика гораздо шире и не говоря о том, что в подобном отчете по форме 20 вы найдете уже рассчитанные показатели EBITDA, EPS и т.п., вы просто можете воспользоваться одним из сервисов анализа компаний, откуда можно взять все интересующие вас показатели уже рассчитанными.

Как видно, здесь посчитано целое множество различных мультипликаторов, так что самим считать их не нужно. По российским компаниям такой статистики пока нет, поэтому приходится считать самим. Итак, значение капитализации можно было бы также взять отсюда, привести его к рублям и разделить на стоимость одной акции, получив их количество. Результат остался бы прежним.

Итак, к настоящему моменту мы получили рыночные данные всех 3 компаний и даже нашли откуда взять все значения мультипликаторов по акциям QIWI, что облегчает нашу работу. Теперь осталось лишь рассчитать наши мультипликаторы для Сбербанка и РКК Энергия.


Расчет мультипликаторов P/E(EPS), P/B(BV), P/S, ROE


Мультипликаторы акций

Данные мультипликаторы выделены в одну группу, т.к. расчет по ним достаточно простой и состоит из одного действия. Однако прежде, чем начать, стоит оговориться. Мультипликаторы всегда отражают годовой показатель.

То есть если мы обладаем данными только за 3 квартала, нам нужно либо добавить в оценку прогнозируемый 4 квартал, либо взять данные по 4 кварталу из прошлого года и т.п. Отсюда следует, что значение мультипликатора может быть фактическим, а может быть прогнозируемым.

В нашей оценке мы будем использовать фактические значения. Данные о бухгалтерской отчетности публичной компании можно взять либо с ее официального сайта со страницы раскрытия информации, либо со специального сервиса. Скачаем бухгалтерские отчеты по Сбербанку и РКК Энергия с данных ресурсов за последний доступный период. Выписываем значения таких параметров как чистая прибыль (отчет о финансовых результатах), Пассив (балансовая стоимость кампании) – бухгалтерский баланс, раздел 3, а также размер выручки из отчета о финансовых результатах.

Рассчитаем коэффициенты (не забудьте учесть единицу измерения из бухгалтерского отчета, в нашем случае это тыс. рублей). Отдельно вычислим EPSи рост EPSв сравнении с 2014 и 2015 годом. Ну вот, основные показатели есть, осталось рассчитать последний: EV/EBITDA.

Данный показатель сложный, т.к. чтобы рассчитать его, нужно сначала вычислить сами EVи EBITDA. Помогут нам в этом все те же отчеты компаний.

EV/EBITDA(РКК) = 32,9
Долг/EBITDA(РКК) = 36,25
EV/EBITDA(Сбербанк) = 70,28
Долг/EBITDA(Сбербанк) = 66,39

По финансовым компаниям и банкам, показатель EBITDA как правило не считается, в связи со спецификой бизнеса, и чаще индикатором оценки банков становится как раз показатель ROE. Поэтому в нашем случае расчет EBITDA зачеркнут и возможно ошибочен, т.к. в случае с банками требует более детального разбора.

Тем не менее, по РКК Энергия мы произвели полный расчет. Осталось лишь дополнить таблицу данными по компании QIWI – возьмем с их сайта. На этом все! Ну а давать оценки по полученными нами прогнозам мы не будем, т.к. как по мультипликаторам нужно сравнивать компании из одних отраслей.



Предыдущая статья

Финансовый анализ компании

Следующая статья

Режим торгов Т+2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *